МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №33 города Ейска муниципального образования Ейский район

Меню

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Сберегая зрение - сохраняем здоровье

25.03.2022

Родившись, малыш попадает в яркий мир красок, звуков, запахов, движений и тактильных впечатлений. Все эти ощущения становятся базой его развития. Основную информацию об окружающем мире ребенок получает с помощью зрения, поэтому роль зрения в жизни неоспорима.

Задумывались вы когда-нибудь о том, что чувствует, как видит мир вокруг себя ребенок с нарушением зрения? Легко ли ему, трехлетнему малышу в очках спускаться по лестнице, различать разные оттенки цветов? Даже небольшое снижение остроты зрения в дошкольном возрасте задерживает способности различать и запоминать форму, величину и цвета окружающих объектов, оценивать их местоположение и рассматривать движущиеся объекты. Взрослый человек, сняв очки, все равно отличит по очертаниям один предмет от другого - у него есть опыт и знания. У маленького же ребенка практически нет опыта, знаний, а нарушение зрения мешает ему приобрести их.

Наверное, об этом задумывается только тот, кто соприкасается с этой проблемой ежедневно. Бесспорно это родители и педагоги учреждений, которые посещают дети с нарушением зрения.

Таким учреждением является и наш детский сад № 33 города Ейска, где функционируют группы комбинированной направленности для детей с нарушением зрения. В данных группах реализуется Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И.Плаксиной.

Дети с нарушением зрения получают нечеткую информацию об окружающем мире, они не уверены в своих движениях, снижается их двигательная активность, нарушается быстрота, точность, координация, темп движений, ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), ограничивается овладение социальным опытом, нарушается эмоциональное восприятие действительности и окружающих. Поэтому такие дети с раннего возраста нуждаются в дополнительных занятиях. Специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке, развитию мелкой моторики проводятся учителем – дефектологом прошедшим курсы квалификационной переподготовки по работе с детьми, имеющими нарушения зрения - тифлопедагог.

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) проводят коррекционно-педагогическую работу с детьми в возрасте с 3 -7 лет, имеющими нарушения зрения различной степени тяжести.

На индивидуальных занятиях с ребенком решаются задачи частного характера, которые направлены на коррекцию и компенсацию проблемных зон в развитии ребенка.

Одним из требований при организации коррекционно-развивающего процесса в МБДОУ ДСКВ № 33 г. Ейска МО Ейский район является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но и профилактикой зрительных нарушений.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика. Гимнастика для мышц глаза через каждые 7-10 минут зрительной работы, является эффективным средством для профилактики нарушений зрения. При проведении упражнений для глаз широко используются различные ориентиры (схема Базарного В.Ф., цветные шарики, колпачки, матрешки, колокольчики, флажки и др.). Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточение взора на предмете, перевод взора с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.

Особое внимание в МБДОУ ДСКВ № 33 г.Ейска МО Ейский район уделяется здоровьесберегающим технологиям: физкультминуткам, динамическим паузам, офтальмологическим паузам, песочной терапии, играм - гармонизациям, психологическим этюдам и настроям. Задача нашего учреждения – научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы перейдя в школу, ребята могли уже самостоятельно их применять.

Вся работа учителя – дефектолога (тифлопедагога) и педагогов детского сада направлена на всестороннее развитие детей с нарушением зрения, поэтому в учреждении созданы все условия для успешной реализации данной цели. Развивающая предметно-пространственная среда полностью соответствует требованиям.

Мы стараемся помочь каждому ребенку адаптироваться к непростым условиям коррекции зрения, минимизировать стресс и сделать все возможное, чтобы мир, который видит ребенок с нарушением зрения, был ярким, живым и насыщенным!

Все дети достойны не только любви и восхищения, но и уважения к их внутреннему «я», даже если на носу у них не только конопушки, но и очки!

 

 Киселева Елена Викторовна, учитель-дефектолог.